В Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей

В Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей

Причин тому несколько. Во-первых, многие родители испугались ситуации с пандемией и решили не отпускать далеко своих чад. Во-вторых, в этом году в региональных вузах более чем на тысячу увеличили количество бюджетных мест. В-третьих, местные университеты стали активнее работать со школами и создавать предуниверсарии. И к этой работе совершенно бесплатно присоединились студенты-наставники, которые помогают талантливым детям получать новые знания, а заодно делать взвешенный выбор: где продолжить обучение.

Тимур и его команда

Так, в республиканском инженерном лицее-интернате (РИЛИ) к олимпиадам по химии детей готовят свои же выпускники, а ныне студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Они даже создали ассоциацию наставников олимпиадного движения. Коротко — АНОД. Ее костяк — 12 бывших победителей и призеров олимпиад по химии — выпускники РИЛИ и школьники-помощники. Результаты их работы впечатляют: в 2019 году 38 процентов наград региональных интеллектуальных состязаний по этому предмету завоевали ученики инженерного лицея, а трое стали призерами всероссийской олимпиады.

— Мы, члены ассоциации, работаем бесплатно, но получаем при этом практический опыт. К примеру, я научился составлять документы для грантов, администрировать проекты и взаимодействовать с учениками. Тогда как школьникам подготовиться к интеллектуальным состязаниям проще и интереснее с молодым наставником, который сам совсем недавно прошел через олимпиадное движение, — объясняет один из создателей АНОД Тимур Маннанов.

Тимур — победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист международной Менделеевской олимпиады. Молодой человек учится на третьем курсе УГНТУ по специальности «Газохимия», хотя легко мог бы поступить в престижный столичный или зарубежный вуз. По его словам, остался в Уфе, потому что в Москве и за границей конкуренция больше. А в Башкирии можно учиться, получать стипендию в несколько раз выше средней зарплаты по региону и реализовывать свои проекты, например, АНОД. Тимур с командой единомышленников уже получил грант Федерального агентства по делам молодежи в размере 500 тысяч рублей на дальнейшее развитие ассоциации. Кроме того, молодой человек организовал республиканскую олимпиаду юниоров по химии, выиграв грант на сумму 100 тысяч рублей на всероссийском форуме «Территория смыслов».

— Многие ребята не понимают ценность победы в интеллектуальных состязаниях, а ведь с ними можно поступить в вуз без учета результатов ЕГЭ и получать высокую стипендию в вузе. К примеру, в УГНТУ олимпиадникам-первокурсникам платят до 50 тысяч рублей в месяц, — заметил Тимур.

Об этом он рассказывает и своим ученикам. Так успешные студенты демонстрируют своим юным ученикам: в Башкирии тоже можно многого добиться. Два года назад по стопам наставников пошли шесть воспитанников АНОД, в прошлом году — еще четверо. Они поступили в УГНТУ на бюджет и в большинстве своем сейчас получают повышенную стипендию.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить: Тимуру Маннанову с его командой пришлось приложить немало сил, чтобы реализовать свои идеи.

Наукоград от Германа

А 17-летний уфимский гений-инноватор и наставник подрастающего поколения Герман Янгалин мечтает о большем: открыть в Башкирии Наукоград, сеть технопарков и бизнес-инкубатор. Главная особенность его проекта — междисциплинарность. Так, по задумке Германа, в Наукограде будут обучать по всем инновационным направлениям — от наноинженерии до проектирования киберфизических систем.

Герман Янгалин мечтает об открытии в Башкирии Наукограда. Фото: Личный архив Германа Янгалина

Герман — победитель многочисленных конкурсов и олимпиад и уже не первый год делится своими знаниями с другими ребятами. Он проводит бесплатные онлайн-лекции и мастер-классы в интернете по 3D-моделированию и 3D-технологиям, помогая ребятам получить новые знания и определиться с профессией. Только на образовательной платформе Stepik у юноши более 3,6 тысячи учеников. Кроме того, сейчас Герман Янгалин при поддержке компании АСКОН проводит свой онлайн-хакатон по 3D-инновациям.

Но вот от региональных властей юный гений поддержки не получил, поэтому задумывается над тем, чтобы реализовать свой первый стартап по созданию Наукограда за границей и поступить в иностранный университет.

— В планах — покорить Скандинавию или Канаду, может быть, Малайзию. Это сложно, но я хочу сделать мир более инновационным. Планирую в будущем создать свою международную проектную школу, где ученик любой страны сможет получить современные компетенции и работать в команде, — рассказал Герман.

Под светом «Авроры»

Но, возможно, Герман Янгалин все-таки реализует свои планы в Башкирии, ведь в Уфе в прошлом году появился аналог федерального центра «Сириус» — региональный центр развития талантов «Аврора». Он занимается одаренными ребятами республики. И Тимур Маннанов, и Герман Янгалин, равно как многие другие ребята, уже попали в поле зрения сотрудников «Авроры» и учатся на их курсах либо выступают в качестве наставников и советников. В перспективе этот центр может стать стартовой площадкой для реализации проектов и идей будущих ломоносовых, кулибиных и менделеевых.

Заместитель директора по научно-инновационной работе центра развития талантов «Аврора» Александр Пономарев говорит:

— Основная задача центра «Аврора» — помочь ребятам раскрыть свои таланты и обеспечить возможность самореализоваться. Поэтому сейчас мы выстраиваем новую систему взаимодействия: школа — вуз — центр «Аврора», чтобы показать ребятам возможности наших региональных университетов через наставников. Ведь зачастую именно они влияют на выбор ребят: уехать из региона или же остаться. Для юных талантов главное — возможность воплотить свои идеи в жизнь. Конечно, высокая студенческая стипендия — тоже приятный и важный бонус, но прежде всего нужны условия для реализации проектов.

Компетентно

Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

— Выявлять таланты мы научились. Сегодня есть огромное количество конкурсов и олимпиад в России и на международном уровне. Но очень важно сопровождать эти таланты, чтобы у каждого победителя был наставник и связь с конкретным предприятием. Чтобы ребенок знал: его наработки нужны в конкретном селе, городе, районе, регионе, чувствовал свою востребованность и значимость. Только тогда одаренные ребята будут оставаться на родине и работать на ее благо.

Видео дня. 50 000 литров вина утекло из цистерны с завода на улицу

В Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей
Adblock
detector