«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

По предписанию прокуратуры ВТОЦ впервые отказали в праве почтить память защитников Казани в 1552 году. Теперь слово за Верховным судом РТ

С 1989 года берет отсчет традиция проведения в середине октября ежегодного Хәтер көне с поминанием воинов, сражавшихся в середине XVI века с войском Ивана Грозного. От масштабного действа с шествием до Кремля давно остался малочисленный митинг в сквере им. Тинчурина, но и его на этот раз решили запретить. По словам источников «БИЗНЕС Online», без «руки Москвы» здесь не обошлось. Теперь вместо дежурного «собрания пенсионеров» власти рискуют получить несанкционированный митинг протеста.

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

«ПРОВЕЛИ МЕНЯ КАК МАЛЬЧИШКУ»

Интрига с согласованием Хәтер көне — традиционного митинга, на котором ежегодно татарские националы вспоминают павших при защите Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году, — завязалась еще в начале месяца. Как рассказал «БИЗНЕС Online» лидер ВТОЦ Фарит Закиев, первое уведомление о мероприятии, запланированном на 18 октября, организация подала 2 октября, то есть в положенные по закону сроки (не позднее чем за 15 дней до проведения). При этом форма заявки была точь-в-точь такая же, как и в прошлые годы, когда митинг согласовывали без проблем. Однако на сей раз из исполкома Казани неожиданно пришел отказ. В качестве основания в документе цитировалась статья 67 Конституции России, в которой после внесения путинских поправок этим летом  появился новый пункт 2.1: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Судя по всему, теперь у властей появился новый рычаг,  чтобы подавлять любую публичную активность националов с прямой отсылкой к Конституции.

Тем не менее, по словам лидера ВТОЦ, ему предложили подать заявление еще раз, но с указанием конкретной цели митинга. «Но ведь уведомительного характера подачи документов никто не отменял. Это не просьба разрешить нам провести митинг, а уведомление, что мы проводим такое-то мероприятие. Обязывать нас указывать цель — это нарушение», — считает Закиев. Все же националы решили не спорить и неожиданно получили положительное решение. «Из того, что было заявлено в уведомлении, — продолжает наш собеседник, — осталась только одна фраза — „Хәтер көнен билгеләп үтү“, то есть „проведение Дня памяти“. И было добавлено место, которое мы в первый раз не хотели выбирать, — сквер имени Тинчурина. Также по их указанию было изменено время, мы просили с 11:00 до 14:00, они указали с 14:00 до 17:00».

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

Указание цели мероприятия — «Хәтер көнен билгеләп үтү» — по всей видимости, подразумевает, что любое отклонение от разговора о событиях середины XVI века чревато санкциями в адрес организаторов. Судя по всему, власти вспомнили, как за выступления на аналогичном митинге в 2019-м к административной ответственности были привлечены три человека, включая писательницу Фаузию Байрамову, которой был выписан штраф в 10 тыс. рублей. Ей, в частности, вменяли в вину призывы к «деколонизации Татарстана».

Но в итоге и этот компромисс оказался сорван. Вечером 10 октября городские власти отозвали выданное ранее разрешение. Закиев получил соответствующее официальное письмо за подписью руководителя аппарата исполкома Казани Евгения Варакина, где тот обосновывает решение предписанием прокуратуры. Любопытная деталь: письмо написано на татарском языке.

«[Сказано,] что цель митинга указана некорректно, что было предписание казанского прокурора. Провели меня как мальчишку, я же не фокусник, а гражданин, я не могу с ними бороться. В понедельник мы собираемся оспаривать в Верховном суде данное решение, надеемся, что разрешат провести Хәтер көне 18 октября. В Верховном суде РТ, надеемся, будет независимый и честный судья», — говорит Закиев.

Недавний отказ болезненно воспринимается националами еще и потому, что 10 октября в центре города, на территории у храма-памятника Нерукотворного образа Спасителя на реке Казанке, который больше известен как монумент воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, состоялась заупокойная лития, а православная молодежь устроила субботник на близлежащей территории. С другой стороны, данное собрание лишено политической составляющей, в отличие от Хәтер көне.

По информации источников «БИЗНЕС Online», чехарда с согласованием мероприятия связана с противоречиями в верхах. На запрете мероприятия якобы настаивает генпрокуратура, которая дает соответствующие директивы республиканской. Однако против запрета аппарат президента РТ, где не хотят чесать там, где не чешется. Запрет мероприятия может породить скандал, привести к проведению несанкционированного мероприятия уже с сотнями участников, которое придется разгонять дубинками ОМОНа под телекамеры, что в современных реалиях может стать информационным поводом международного масштаба. В итоге исполком Казани оказался между молотом и наковальней, но теперь разрешение конфликта в руках Верховного суда РТ, где прокуратуре придется отстаивать свою позицию уже публично.

Пока же и в прокуратуре РТ, и в исполкоме Казани от комментариев отказались.

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

ОТ МНОГОТЫСЯЧНОГО ШЕСТВИЯ К БАШНЕ СЮЮМБИКЕ ДО КАМЕРНОГО МИТИНГА В СКВЕРЕ ИМ. ТУКАЯ

Празднование Хәтер көне впервые прошло в 1989 году. Ни до 1917 года, ни, естественно, в советский период татары не отмечали день памяти погибших защитников Казани так массово. Есть лишь вспоминания, что по отдельности люди приходили к башне Сююмбике, молились там за павших, то же самое делали и в Болгаре возле разрушенной мечети. Но отправной точкой для Дня памяти стала эпоха перестройки и гласности.

Тогда возрождалась национальная историческая память, и подобные мероприятия собирали тысячи человек в центре Казани, после чего участники устраивали шествие до башни Сююмбике. Во главе колоны шли не только лидеры национального движения, но и представители духовенства, даже верховный муфтий России Талгат Таджуддин, который регулярно приезжал для этого из Уфы. Некогда даже президент Татарстана Минтимер Шаймиев выходил к собравшимся на площади Свободы.

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

Такой масштабный формат проведения Дня памяти сохранялся примерно до середины нулевых годов, а потом с каждым годом мероприятие становилось все более маргинальным. Марш запретили, митинг перенесли сначала к театру им. Камала, а в последние годы — и вовсе в «казанский Гайд-парк», сквер им. Тинчурина. В 2019 году здесь на Хәтер көне собрались всего около 200 человек.

Впрочем, состав выступающих на митинге бывает достаточно представительным. Среди частых участников — депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла, известные деятели национального движения, например экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин и историк Дамир Исхаков, звезды труппы Камаловского театра старшего поколения — Асгар Шакиров и Ринат Тазетдинов. В прошлом году здесь выступал и защитник татарского языка, директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков.

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне

«ЭТО ЖЕ ДЕНЬ ПАМЯТИ. МЫ ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ПРЕДКОВ, НЕ ПРИЗЫВАЕМ К ВОЙНЕ» 

Опрошенные эксперты «БИЗНЕС Online» не сомневаются, что нынешние проблемы ВТОЦ по согласованию митинга имеют «московскую прописку». Одновременно наши собеседники уверены, что бояться федеральному центру совершенно нечего, а своими действия они могут лишь дать угасающему мероприятию второе дыхание.

Подобные акции всегда были мирными, напомнил научный руководитель Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. «Москва всего боится, что возникает в Казани, она сейчас и своей собственной тени боится. Конечно, это неудивительно. Тем более есть проблемы в Хабаровске, тут и пандемия, а еще Навальный. И если в Татарстане что-то происходит, то они сразу видят в этом угрозу стабильности. Но раньше власть более уверенно себя чувствовала, они знали, что мы проводим это спокойно, ничего антирусского, ничего антироссийского там нет», — сообщил нашему корреспонденту многолетний политический советник президента Шаймиева.

Известный историк и этнолог Дамир Исхаков сказал «БИЗНЕС Online», что сам ломает голову над тем, кому и зачем сегодня понадобилось отменять Хәтер көне. «Логического объяснения такому решению я не нашел. Это было, вообще, мероприятие, уже почти исчерпавшее себя, даже я слышал, что втоцевцы сами искали другие варианты. Они и ко мне обращались — может, конференцию вместо митинга провести? А в итоге закончилось запретом. Я объяснения не нахожу, видимо, есть какая-то связка, ведь есть некоторые органы, которые пугают Татарстаном, запугивают москвичей. Раз прокуратура выразила протест, значит, сверху все спускается. Это совершенно глупое решение, будет только хуже. Если выйдут без разрешения, то наложат большие штрафы. А там же в основном старики выходят — у них и так пенсия маленькая», — говорит Исхаков.

«Прокуратура обязана обосновать свое решение, чтобы не было двойных стандартов, я имею в виду прошедший молебен памяти погибшим воинам при взятии Казани возле известного памятника. — считает депутат Госсовета РТ, народный артист Татарстана Рамиль Тухватуллин. — Такие факты рождают недовольство у народа, сохранившего историческую память. Поминать мучеников, неважно, на чьей стороне они воевали, — это святое дело. Помнить и делать правильные выводы из истории — вот что главное».

«Это же день памяти. Мы вспоминаем наших предков, не призываем к войне, к столкновениям. Почему нужно запрещать поминать защитников Казани? — вопрошает поэт Разиль Валеев, занимающий должность советника гендиректора ТНВ. — Я сам в недоумении». Собеседник «БИЗНЕС Online» также подчеркивает, что запреты только подогревают интерес к мероприятию, обостряя те темы, которые обсуждают на ежегодных митингах. «Да, бывает, что говорят резко, но в основном там собираются серьезные люди», — говорит Валеев. Поэт тут же добавляет, что уже предлагал проводить Хәтер көне в другом формате — в виде конференции с участием литераторов, ученых, общественных деятелей с обменом мнениями на исторические темы. «У нас ведь очень много умных ученых, интеллигенции. Можно собрать их в зале и задавать друг другу вопросы: почему были такие столкновения в те годы, почему кто-то победил, а кто-то проиграл, каковы главные причины? Стоит и назвать мероприятие соответствующе — „Тарих сабакалары“ („Уроки истории“). Против этого, я думаю, и власти не были бы против. Но я не говорю, что уличные мероприятия не нужны, они также необходимы», — резюмирует народный поэт Татарстана.

«Путинская» Конституция не велит: почему запрещают Хәтер көне
Adblock
detector