Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

244 устаревшие камеры списали в утиль, на смену ставят «Кордоны», вычисляющие две трети нарушений ПДД. Публикуем карты

Казанская «Автодория» потеряла больше половины рынка фотовидеофиксации в РТ — старые камеры снимают со столбов по всей республике. Но на смену привычным «скворечникам» идут гораздо более серьезные враги нарушителей — «Кордоны-М», прозванные «терминаторами». Кроме лихачей, они штрафуют «обочечников», любителей гонять по встречке и прочих автохамов. О том, во сколько это удовольствие обошлось бюджету республики, в материале «БИЗНЕС Online».

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

ШТРАФОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ

Компания «Автодория», которая специализируется на умных камерах, фиксирующих нарушения ПДД, потеряла в Татарстане более половины рынка. Камеры казанского производителя демонтируют как в самой Казани, так и на подъездах к столице РТ. Мгновенно разнесший слух некоторые автомобилисты восприняли как разрешение пошалить. Например, по Горьковскому шоссе, стали гонять так, что сразу отпадают последние сомнения — камеры нужны. 

К счастью, праздник непослушания продлится недолго. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении ГИБДД по РТ, на место прежних камер скоро придут новые, гораздо круче прежних. Всего на дорогах республики появится 230 современных комплексов «Кордон». Они приходят на смену камерам «Автодории» первого и второго поколения, установленным с 2013 года в Казани и на автотрассах по всему Татарстану. Под замену попадают также технически устаревшие стационарные приборы «КРИС-С», установленные в 2009 году в столице РТ. 

117 новых умных приборов фиксации нарушений из этих 230 будут установлены в Казани. В первую очередь — на крупных магистралях Большого казанского кольца — на проспекте Победы, 3-ей транспортной дамбе, проспекте Ямашева, ул. Большая Крыловка, Несмелова, Кировской дамбе. 42 комплекса планируется разместить в Набережных Челнах, еще 71 прибор найдет применение в 25 районах республики.

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

«Кордон» способен фиксировать как мгновенную, так и среднюю скорость движения транспортных средств на автодорогах до шести полос движения, а также заготовил для нарушителей ряд новых фокусов, которых не ожидаешь от обычной умной камеры. Новинка может, например, различать легковые и грузовые транспортные средства, фиксировать выезд на полосу встречного движения, либо на трамвайные пути встречного движения, езду по обочине, по полосе для общественного транспорта, по велосипедным дорожкам  и тротуарам, пересечение сплошной линии разметки и даже выявлять транспортные средства, находящиеся в розыске. При обнаружении таковых, прибор сразу передает сигнал тревоги и географические координаты нарядам ГИБДД. Не укроются от «ока» «Кордона» и нарушители правил парковки, в том числе на остановочных площадках. Комплексы могут работать, как в стационарном, так и в мобильном режиме — на обочине или на «борту» автомобиля, движущегося в общем потоке. Сервис для любителей притормаживать только в определенных, изученных местах. В общем по сравнению со старыми камерами — просто «терминаторы».

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

  дорогу «автодории» перешли питерцы

Техническое перевооружение проводит возглавляемое Рифкатом Миннихановым ГБУ «Безопасность дорожного движения», которое еще летом провело для этого три госзакупки на общую сумму в 217 миллионов рублей и сроком исполнения до 1 декабря. Все три контракта заключены с питерским ООО «Симикон-Сервис», причем конкурировали с ним целых 7 компаний, включая саму «Автодорию». В итоге каждый комплекс в зависимости от модификации обойдется в сумму от 600 до 831 тыс. рублей.

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

Единственный учредитель «Симикон-Сервиса» — Владимир Пригоровский, который не раз фигурирует в СМИ как инженер-разработчик комплексов видеофиксации. Выручка компании по итогам 2019 года — 407,7 млн рублей, чистая прибыль — 32,6 млн рублей. Интересно, что за годы существования фирма выиграла 22 тендера на 716,1 млн рублей, и все они, кроме одного мелкого — в Татарстане. Впрочем, по всей видимости, «Симикон-Сервис» — это часть группы компаний производителя «Кордонов» — питерского ООО «Симикон» во главе с Ильей Барских (собственник основной доли скрыт за фирмой, зарегистрированной в Германии).  

Читайте еще :  «Иртыш» проиграл и при новом тренере

Компанию еще в 1991 году основали выходцы из ленинградского объединения «Светлана» — флагмана советской электроники, выпускавшего микрокалькуляторы и микро-ЭВМ под маркой «Электроника», а главное — электронную начинку для комплексов «Тунгуска», ракетных систем «С-300», самолетов МИГ и так далее. Собственно, название фирмы — это сокращение военного термина «системы микроволнового контроля». Когда предприятие стало разваливаться, инженеры нашли себе применение в поначалу полукустарном промысле — сначала делали антирадары для частных покупателей, потом наладили выпуск и радаров. Некоторое время, несмотря на некоторый «конфликт интересов» выпускали и то, и другое. Но в конце 90-х сделали выбор в пользу более прибыльного и технологичного рынка и окончательно перешли на «сторону» стражей правопорядка.

Как видно из истории тендеров, продукция «Симикона» в Татарстане широко представлена уже сейчас, но впервые идет столь массированная замена одних камер на другие — речь о переходе ГИБДД РТ на новую технологическую платформу.

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

ПОД ЭГИДОЙ НИКИФОРОВА

Массовое применение камер системы «Автодория» по всей России началось после того, как в 2013 году поручение рассмотреть вопрос их применения дал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Симпатию властей к компании СМИ объясняли  просто — ее главным совладельцем через ООО «Стартобаза» была Светлана Никифорова — супруга тогдашнего главы Минкомсвязи Николая Никифорова

Однако в июле 2017 года Никифорова вышла из числа владельцев компании, и сразу же «Автодория» начала терять свои позиции. В августе 2017 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы не стал продлевать контракт с казанской компанией, после чего подрядчик самостоятельно их демонтировал. В мае 2018 года министр Никифоров вышел в отставку, и меньше чем через месяц «Автодория» впервые потерпела поражение в борьбе за «камерные» контракты и в республике — договор на поставку 100 измерительных приборов «АвтоУраган-ВСМ2» для установки на федеральных трассах Татарстана был заключен с ООО «Рекогна-Индастриал».

Сейчас 30% доли «Автодории» принадлежат некоему Александру Николаеву, еще 70% доли у Артема Лопатина (впрочем, они заложены в качестве обеспечения по займу кипрского офшора Sunomil Co Limited).

«ГДЕ В КАЗАНИ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ КАМЕРЫ КОРДОН? СМОТРИТЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЕ»

благотворительность не помогла

В пресс-службе «Автодории» «БИЗНЕС Online» подтвердили тотальный демонтаж оборудования — 244 камеры контроля скоростного режима в Татарстане уже покинули свои «посты». Однако в компании уточняют — убирают только приборы первого и второго поколения. А закупленные позже 106 комплексов третьего поколения «Автодория 3.0» (основной сейчас продукт компании) остаются на «вооружении». Они фиксируют как превышение средней скорости на контролируемом участке, так и выезд на встречную полосу. Продолжают работу и 73 комплекса компактного варианта «Автодории 3.0». Все камеры находятся в собственности республики. 

Государственный контракт на обслуживание камер, которые сейчас убирают, действовал лишь до конца 2018 года. В 2019 году новый конкурс на поставку услуги контроля скоростного режима не объявляли. «Фактически, республика оставалась без фиксации соблюдения скоростного режима на оживленных участках протяженностью 350 км, — сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе „Автодории“. — Отсутствие системы контроля скорости создавало риск увеличения количества ДТП. Поэтому в компании „Автодория“ приняли решение заключить безвозмездный договор на территории республики по согласованию с ГИБДД. По нему производитель за свой счет продолжал обслуживание системы контроля скоростного режима, обеспечивая безопасность движения на большинстве оживленных трасс региона». 

Читайте еще :  Россиянин сломал незнакомцу ноги за критику

«Еще начиная работать в Казанском ИТ-парке, мы заняли принципиальную позицию: являясь татарстанской компанией, в первую очередь не можем допустить рост ДТП именно на трассах нашей республики, у себя дома, — говорит директор „Автодории“ Алексей Колотушкин. — А живя и работая в Казани, мы можем обслуживать системы самостоятельно, не прибегая к услугам подрядных организаций. В итоге, мы выделили финансирование на обслуживание камер и поддержание системы за свой счет на 20 месяцев». 

Сколько конкретно средств было выделено, в компании не уточнили, однако эта благотворительность не принесла «Автодории» долгожданного контракта. При этом в казанской компании подчеркивают, что предлагали системы контроля четвертого поколения, прошедшие сертификацию в 2019 году. Эти приборы позволяли фиксировать не только 17 типов нарушений, но и анализировать степень эффективности камер.

«Отличительная особенность „Автодории“ нового поколения — универсальность: один прибор, без дополнительной модернизации фиксирует такое же количество нарушений, как весь модельный ряд конкурентов», — уверяют в компании. В пресс-службе «Автодории» добавили, что в среднем за 45 месяцев функционирования камер смертность в зоне контроля комплексов «Автодория» в Татарстане снизилась на 17%. На отдельных участках ДТП со смертельным исходом удалось ликвидировать полностью, например, на трассе Казань-Оренбург, на участках трассы М7.  

Финансовые показатели компании не позволяют делать однозначный вывод о том, что ее дела идут в гору. Выручка «Автодории» увеличилась с 259 млн. рублей в 2017 году до 344 млн. рублей в 2019-м, но чистая прибыль заметно упала — с 98 до 2,5 млн. рублей. В то же время, краткосрочные и долгосрочные долги компании выросли с 5 млн до 84 млн рублей и с 61 до 242 млн. рублей соответственно. На счету «Автодории» 59 госконтрактов  на 2 млрд рублей. Но в 2020 году фирма заключила всего 7 контрактов на общую сумму 32 млн рублей

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

«Главное — чтобы наше ГИБДД использовало все возможности и функции»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими мнениями о том, что стало поводом для потери «Автодорией» контрактов в Татарстане. 

Рамиль Хайруллин — представитель «Федерация автомобилистов России» в Татарстане:

— Основная причина отказа от «Автодории» в том, что нет понятия «измерение средней скорости». Его признали незаконным в Верховном суде, где разъяснили, что нет средней скорости, и что можно измерить только мгновенную скорость на определенном участке. Смысл в «Автодории» отпал. «Кордон» — это многофункциональное устройство, и он, конечно, посовременнее. Приборы «КРИС-С» вообще устаревшие и морально, и физически. Их уже давно пора менять. Причем они мерили только скорость, и иногда их ставили на автобусную полосу, а «Кордон» охватывает большее число нарушений. Главное — чтобы это использовалось, а не оставлялось опять только на скорость или полосу.

«Кордон» помимо прочего фиксирует еще соблюдение рядности. Например, в Москве их используют для фиксации поворота налево или направо — чтобы он осуществлялся с дозволенных рядов. А не так, как происходит у нас в Казани — со всех рядов поворачивают куда хотят. Питерские камеры, кстати, очень хорошо контролируют движение грузового транспорта. По правилам, такой транспорт не должен выезжать дальше второй полосы, и в Москве это хорошо контролируется. Водители приучены. У нас же грузовики едут чуть ли не по левой полосе. На Южке, например, смотришь — везде плюхаются. «Кордон» позволяет все это контролировать. Главное — чтобы наше ГИБДД использовало все возможности и функции комплекса. Если наше ГИБДД пойдет по пути москвичей и будет использовать «Кордон» на все виды нарушений, возможно, удастся навести порядок на дорогах. А если будут использовать как «КРИС-С» — на скорость и автобусную полосу, пользы, по сути, никакой.

Читайте еще :  «Палатку чуть не унесло»: как проходит ярмарка на Маркса 19 сентября

Независимо от «Кордона», водители всегда пытаются оспорить штрафы, если считают себя невиновными. В Москве не один раз возникали скандалы из-за неисправности приборов, которые то завышали скорость, то еще что-то. Главное тут — чтобы ГИБДД признавала техническую ошибку, и отменяло само, а не заставляло водителей бегать по судам и оспаривать штрафы. Обратная связь все-таки должна быть налажена.

У большинства водителей не только к «Кордону», но и к любым средствам фото-видеофиксации отрицательное отношение. Они воспринимают это как собирание денег. Аргументы вроде того, что не нарушай, и денег с тебя никто не возьмет, не воспринимаются. И еще одно. Важно, чтобы комплексы не прятали. Много претензий от водителей к тому, что их прячут и никак не обозначают.

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»: 

— Смена комплексов имеет отношение к каким-то особенностям работы госконтрактов, а не к технике. Вряд ли есть какая-то проблема с технологией, тем более, что «Автодория» работала и работает. Скорее всего, это конкурентная борьба и попытки конкурентов потеснить друг друга.

Комплексы, которые измеряют среднюю скорость, современными были лет пять назад. Сейчас это такая технология, которая не может считаться прорывной.

«Кордоны» уже есть в регионах России. Современные комплексы умеют определять 22 типа нарушений правил на дорогах — практически две трети. Но во всей этой истории важный момент — установка камеры. Если установили камеру, которая умеет ловить проезд на красный свет, далеко от светофора, то она не будет ловить, хотя умеет. 

Григорий Шухман — участник разработки ГОСТов на комплексы автофиксации, эксперт по работе дорожных камер

— Современные автоматические комплексы контроля дорожного движения с фотовидеофиксацией постепенно приходят к общему функционалу — они могут контролировать как скорость, так и нарушение разметки, проезд на красный и так далее. При этом показатели точности измерения скорости у всех применяемых комплектов соответствуют требованиям МВД.

Поэтому при выборе комплексов сейчас основную роль играет не их функционал, а цены как на сами комплексы, так и на их обслуживание и аренду. Сейчас во многих случаях регионы приобретают не комплексы, а услугу фиксации. То есть комплексы остаются на балансе оператора фотовидеофиксации, он несет все затраты на их ремонт и обслуживание, а власти просто получают фотоматериалы и платят определенную контрактом сумму с каждого выписанного на основании материалов фиксации штрафа.

В связи с ростом функционала комплексов в настоящее время идет переход от контроля скорости в локальной зоне («моментальной») к контролю средней скорости на протяженных участках (при этом остается локальный контроль, но одновременно наказывать за среднюю и моментальную скорости по данным одного комплекса нельзя), а также к контролю нарушений, выявляемых с использованием видеоаналитики — соблюдение разметки, проезд по выделенным полосам общественного транспорта, непропуск пешеходов и так далее.

Также широкое распространение получили средства измерения скорости, использующие оптический принцип измерения (измеряется смещение транспортного средства в зоне контроля за время), у которых нет радара в составе, то есть они ничего не излучают. Поэтому среди водителей все большее распространение получают радардетекторы с приемником GPS и программы для смартфонов, использующие базы данных о местах установки и типах комплексов автофиксации, обновляемые через интернет. Такие базы ведутся по большей части с помощью самих водителей.

Питерцы бортанули «Автодорию»: чего ждать водителям от «радарной революции» в Татарстане?
Adblock
detector