Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

Как электросамокат стал транспортом года и по каким правилам он поедет

С конца июля — с момента появления в городе специализированного сервиса — казанцы 110 тыс. раз брали в аренду электросамокаты. За два года армия электросамокатчиков выросла до масштабов, которые уже не могут игнорировать ни в ГИБДД, ни в руководстве столицы РТ. С одной стороны, экологичность и мобильность, а с другой, неопределенный правовой статус «досок» с рулем. Казань станет полигоном, на котором для всей России решат, кем считать электросамокатчиков — пешеходами или все-таки водителями.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

ПРЕЦЕДЕНТ С ПРОСПЕКТА ИБРАГИМОВА: свободе самокатов пришел конец?

Данный сезон с уверенностью можно назвать «последним свободным» в пока еще короткой истории электросамокатного движения в России. Вслед за минтрансом на «войну» с электросамокатами выходит ГИБДД, а Татарстан может создать юридический прецедент, который навсегда изменит отношение к главному двухколесному транспорту 2020 года.

В августе инспекторы остановили в Казани, на проспекте Ибрагимова 54-летнего Дмитрия Хотухова. Сотрудники автоинспекции почему-то решили, что мужчина, передвигавшийся на электросамокате по тротуару, пьян. Само собой, документов на портативное транспортное средство у него не было. От медосвидетельствования Хотухов отказался, поэтому за нарушение подпункта 2.3.2 Правил дорожного движения («Водитель обязан проходить по требованию сотрудников полиции освидетельствование на состояние опьянения») в отношении электросамокатчика был составлен протокол. По одной из самых страшных для водителей статей КоАП — 12.26 («Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения») — дело направлено на рассмотрение в мировой суд. Заседание Вахитовского суда, на котором будет рассмотрен инцидент, назначено на 8 октября. Вот только Хотухов — никакой не водитель. Если судья подтвердит правомерность действий инспекторов ГИБДД, это станет прецедентом — пешеход будет лишен водительского удостоверения за управление в нетрезвом виде электросамокатом. Сам Хотухов стоит на том, что в тот вечер был трезв. Он также предъявил иск к ГИБДД о возмещении ущерба за повреждение электросамоката, который был временно помещен на штрафстоянку.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении ГИБДД МВД по РТ, в сферу внимания госавтоинспекции попадают все средства индивидуальной мобильности (СИМ — так в ведомстве называют электрические самокаты, велосипеды и проч.) мощностью более 250 Ватт. Для их управления требуется водительское удостоверение категории «М», а при их использовании передвигаться по тротуару запрещено. У Хотухова был как раз мощный самокат, но у него водительское удостоверение самой распространенной категории B — для управления легковушками. Именно его и собирается изъять у «нарушителя» сотрудники ГИБДД. При этом, по нашей информации, самокатчик был задержан на тротуаре едва ли не у своего подъезда.

«Эти самокаты по уровню мощности равны мопедам, и ездить они должны, соблюдая те же самые ПДД. Передвигаться на них можно только при наличии водительского удостоверения соответствующий категории, по дороге для автомобилей и обязательно в защитном шлеме», — изложили «БИЗНЕС Online» свою позицию в управлении ГИБДД МВД по РТ.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

В случае, если у водителя самоката высокой мощности нет прав категории «М», вступает в силу требование ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ («Управление ТС водителем, не имеющим права управления» — прим. ред.), ответственность за это предусмотрена в виде штрафа от 5 до 15 тыс. рублей. Но нашему нарушителю, как мы уже отметили, предъявили претензии по другой статье КоАП, возможно, потому, что она более тяжелая.

В республиканском ГИБДД с настороженностью относятся и к тем самокатам, у которых мощность менее 250 Вт, поскольку на тротуаре они представляют опасность для пешеходов. Средняя скорость передвижения пешехода — около 5 км/ч. Может ли гарантировать владелец чудо-техники, за считанные секунды развивающего скорость в 20 км/ч, что успеет предотвратить наезд на пешеходов на тротуаре? В госавтоинспекции сомневаются. И потому призывают с большой осторожностью пользоваться электросамокатами.

Если в прошлом году с участием таких ТС было зафиксировано только одно происшествие с пострадавшим и 14 — с материальным ущербом, то в этом году в 8 происшествиях были ранены уже 9 человек. Еще 13 инцидентов закончились только материальным ущербом.

Как автоинспекция будет регулировать движение самокатов в следующем году? Пока никто не знает. Однако подготовка к новому самокатному сезону уже идет полным ходом. И в первую очередь в отрасли законотворчества. Детально предложения будут рассмотрены в октябре на заседании комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ, сообщает знакомый с ситуацией источник нашего издания. В заседании примут участие представители ГИБДД, кабинета министров РТ, депутаты и представители общественности. Так что вполне возможно, что уже с 2021 года нас ждет «самокатный кодекс».

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

КАК нарастала САМОКАТНАЯ ПАНДЕМИЯ

На то, чтобы захватить планету, самокатам потребовалось буквально 2–3 года. Стремительнее охватить масштаб мира получилось только у COVID-19. Если раньше доска с рулем и двумя колесами была скорее игрушкой для детей и тех, кто не любит крутить педали у велосипеда, то теперь это один из главных транспортных феноменов.

Началом эры самокатов можно считать появление проката электросамокатов на улицах, так называемых кикшерингов. Алгоритм действий такой же, что и в каршеринге. Для аренды самоката нужен только смартфон и привязанная к нему платежная система. Одними из первых этим стали заниматься компании Bird и Lime в США. Первые выставили самокаты на улице в 2017 году, а уже через год Bird стоил $1 млрд, став самой быстрорастущей компанией в штатах.

В 2018 году электросамокаты обрели сумасшедшую популярность во всем мире, что отразилось на культуре. Мультсериал «Южный парк», известный гипертрофированной иронией в описании резонансных мировых событий, показал в одной из серий в 2018 году эпидемию электросамокатов. В эпизоде демонстрируется, как пользователи самокатов врезаются в машины, пешеходы запинаются о них, а побочным эффектом от самокатов разрушается Нью-Йорк. Как раз в тот год сервис электросамокатов в аренду плотно обосновался в России.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

«В 2017-м мы поставили всего четыре электросамоката, то есть в 10 раз меньше, чем сейчас. У людей был низкий интерес, в основном техника просто стояла без дела. Зато через год они уже не стояли, с тех пор спрос на аренду только рос», — рассказывает «БИЗНЕС Online» владелец казанского проката спортинвентаря DS Sport Денис Дубровин. У бизнесмена несколько точек проката по Казани. И последние два года его главными хитами стали электросамокаты. Но этот год стал невероятным даже по сравнению с прошлым. Дубровин называет увеличение спроса многократным. Свободных самокатов практически нет, почти всегда они заняты. 

«Интерес связан с комфортной возможностью переместиться из одной точки в другую без усилий. Большой спрос у детей из-за скорости, им это интереснее по сравнению с велосипедом», — говорит Денис. 

Другой наш собеседник из сферы проката (собственник бизнеса, попросивший не называть его имени) считает, что электросамокаты уже давно обошли велосипеды, а на повышенный интерес к электротехнике повлияли в том числе ограничения, связанные с коронавирусом. «В конце мая открылись парки и скверы. И в тот момент мы получали очень много звонков. Люди целыми семьями брали технику и выезжали на природу», — говорит представитель одной казанской компании, имеющей в своем гараже свыше 150 самокатов.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

Дубровин не согласен, что пандемия повлияла на выбор клиентов. «Это веяние прогресса. То же самое было с гироскутерами, сегвееями. У самокатов пик, думаю, пройден в этом году. Хотя они приживутся (в отличии от тех же гироскутеров) и будут развиваться, но настолько высокий спрос в плане аренды самоката сойдет. Многие из тех, кто брали в первое время их только в аренду, стали покупать свои самокаты. Самой техники в свободном доступе становится больше, и цена падает, потому что конкуренция на рынке высокая. Когда-то их продавали две-три точки, а сейчас на каждые 500 метров в Ново-Савиновском районе можно встретить подвал с самокатами. По арендным точкам такая же история, они растут, как грибы после дождя. И каких-то колоссальных вложений не надо для открытия», — добавляет Дубровин.

Другой источник из мира проката электросамокатов утверждает, что свободные самокаты в летний выходной день находились с трудом в любой точке проката на людных участках Казани. «Такое мы видим у всех игроков на рынке. К нам приезжали крупные компании, которые забирали больше 20 самокатов и ехали кататься по городу, бывает, что вообще арендуют на несколько дней. Похожая ситуация с большими семьями, они устраивают детские праздники и берут самокаты»

В казани 4-5 тысяч арендных электросамокатов

Кроме привычных глазу точек проката минувшим летом в Казани появился кикшеринг. Причем в начале был только один игрок на этом поле — компания Whoosh. Ближе к концу лета свой сервис запустил «Ситимобил» — агрегатор такси от «Сбербанка» и Mail.ru Group. На прошлой неделе мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что в Казани можно взять в аренду с помощью мобильного приложения 1,6 тыс. электросамокатов. «На сегодня организовано около 400 точек для парковки самокатов и велосипедов. Протяженность обустроенных велодорожек составляет более 12 км», — раскрыл цифры Метшин.

Несколько собеседников «БИЗНЕС Online» из данной сферы оценили общий рынок прокатного бизнеса самокатов Казани в 3,5-4 тыс. единиц, а также выразили уверенность, что в следующем году их будет еще больше. «Возможно, с учетом цифр, которые озвучил Метшин, всего в городе около 4-5 тыс. самокатов для аренды».

И это только аренда. Все больше людей покупают личные самокаты. Кстати, прокаты тоже в этом содействуют, ведь сезон в скором времени закончится. «На зиму точно не будем оставлять. Часть самокатов будем продавать, часть оставим на следующий сезон. Люди охотно покупают уцененную технику», — говорит Дубровин. Но оценить спрос и объем рынка самокатов пока не представляется возможным: ни один из крупнейших ретейлеров, представленных в Казани, не предоставил данных по продажам.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

Вывод о том, что популярность у средства индивидуальной мобильности, как самокаты называют в ГИБДД, высокая, можно сделать, изучив сайты бесплатных объявлений. Например, на «Авито» по запросу электросамокат в Казани высветилось 522 актуальных объявления.

На более официальном «Яндекс.Маркете» (показывает предложения от ритейлеров) свыше 3 тыс. объявлений. Средняя цена электросамоката составляет примерно 11 тыс. рублей. На сервисе «Яндекса» же можно найти технику в ценовом диапазоне моделей для взрослых от 7,5 тыс. до 135 тыс. рублей. Последний всеми характеристиками напоминает небольшой мопед. У него есть седло, колеса с протекторами, вес в 50 килограммов, а скорость такого самоката может развиться до 85 км/час. Нередко такие аппараты можно встретить на тротуарах города. Как раз особенно внимательно за такими «полускутерами» в перспективе будут следить сотрудники ДПС.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

Как следят за безопасностью

Наши собеседники из прокатного бизнеса убеждены, что дополнительный контроль за самокатчиками нужен. «Мы всегда предлагаем экипировку, но не все желают ей пользоваться. Сейчас очень много людей стало кататься, поэтому владельцы самокатов должны нести какую-то ответственность, мы поддерживаем эту инициативу правительства», — сказали нам в одном из прокатов города.

В большинстве пунктов проката предельная скорость самокатов не превышает 25-28 км/час. Ее ограничивают искусственно. «Хотя есть и те, кто дает технику, на которой можно развить высокую скорость. Там уже есть высокий риск ДТП», — говорит источник «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности.

Владелец DS Sport Денис Дубровин добавляет, что основная опасность самокатов в том, что люди не особо переживают за свою безопасность: «Часто просят самокат, чтобы кататься с ребенком (вдвоем на одной „доске“ — прим. ред.). Мы им отвечаем, что это запрещено по технике безопасности. По правилам эксплуатация самокат не приспособлен, чтобы на нем катались по двое. На что слышим, что в парке же катаются. Такое стадное чувство обескураживает. Люди могут из окон тоже прыгать, но эти доводы мало кого интересуют».

Также он отмечает, что передвигаться на любом двухколесном транспорте безопасно лишь летом и в хорошую погоду, особенно это касается электросамокатов: из-за особенностей мотора техника в любой момент может уйти в занос. Даже после дождя на гладкой поверхности на дорожках для роликов самокат скользит и падает. Поэтому уже скоро в целом безопасная мода может не справиться с природными условиями.

«Я уже знакомился с проектом минтранспорта о СИМах, — продолжает Дубровин. — Считаю, что электросамокаты должны быть под особым контролем, но их ни в коем случае нельзя запрещать. Нужно развивать инфраструктуру. Сейчас даже статус их не ясен: они пешеходы или водители. У моих знакомых был инцидент, когда автомобиль при повороте не увидел вылетевший самокат, сбил его, и водителя признали виновным в наезде на пешехода. Но по правилам он должен был слезть с самоката и перейти дорогу, а он летел на скорости 15-20 километров в час. Его невозможно было увидеть»,

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель

как самокаты изменят транспортную ситуацию в центре казани

Определение статуса участников движения самокатчиков ждут и в мэрии Казани. «По информации руководителей компаний, предоставляющих услуги кикшеринга на территории Казани с момента запуска данного проекта зарегистрировано 5 случаев ДТП с элетросамокатами, из которых 3 случая — ДТП с автомобилем (по вине водителя автомобиля), 2 случая — наезд пользователем электросамоката на пешехода», — сообщили нам в пресс-службе исполкома города. Но эти пять случаев относятся только к прокату самокатов через мобильное приложение.

Зато любопытные цифры назвали в пресс-службе мэрии об общем количестве заказов услуг кикшеринга. Свою работу сервис в городе начал чуть больше двух месяцев назад — с 22 июля, но за это время общее количество использований уже преодолело отметку в 110 тыс. раз. 

«В новом генплане города заложены все возможности для развития этого вида транспорта, и мы намерены всерьез этим заниматься. Начало этому уже положено — небольшое количество велодорожек в городе уже есть, дополнительные возможности дают новые комфортные общественные пространства, которыми мы прирастаем каждый год. Постепенно протяженность пешеходных и веломаршрутов будет увеличиваться. Это дело недалекого будущего, этот вопрос мы будем постоянно держать на контроле», — отметил в июле на тот момент глава городского исполкома Денис Калинкин.

Сложно в это поверить, но самокаты действительно стали стратегическим вопросом для развития Казани. Если в следующем году, как прогнозируют игроки рынка, спрос на них лишь увеличится, то это может кардинально изменить транспортную ситуацию как минимум в центре Казани. «Транспортная политика города направлена на улучшение транспортной ситуации, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть. Развитие транспорта малой мобильности отчасти также способствует этому», — считают в мэрии.

Двухколесная Казань: суд даст ответ, кто за рулем электросамоката – пешеход или водитель
Adblock
detector