«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Итоги первого срока мэра автограда: ТОСЭР, автобусный скандал, ремонт дорог, разгул АУЕ и чаепития с Когогиным

Нынешние выборы завершают первую пятилетку Наиля Магдеева в качестве мэра Челнов и, судя по всему, впереди следующая. «БИЗНЕС Online» подводит итоги правления: в каких областях мэр автограда смог добиться успеха, а где ослабил хватку? Есть ли у него шансы выстроить конструктивные отношения с КАМАЗом, как остановить отток молодежи и чем заинтересовать горожан, живущих в моногороде?

ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ ПОЗАДИ

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Пять лет назад, а точнее 23 сентября 2015-го, пришедший в Челны Наиль Магдеев официально получил статус мэра Набережных Челнов. В результате тайного голосования, в котором приняли участие 43 депутата, Магдеев получил 41 голос, или 95,3%, двое были против. На заседание приезжал, будучи премьер-министром, Ильдар Халиков и в своем напутствии охарактеризовал Магдеева так: «Даже за те короткие месяцы, которые Наиль Гамбарович работает, уже можно смело назвать его „челнинским бронепоездом“ во всех кабинетах Казани».

Сбавил ли бронепоезд обороты за прошедшую пятилетку или, наоборот, несется на всех парах? «БИЗНЕС Online», опросив экспертов, выделил главные достижения и провалы эпохи Магдеева.

1. сокращение зависимости от камаза 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Пожалуй, главный успех мэра — постепенный уход от монозависимости от КАМАЗа. Когда градоначальник встал у руля, доля автогиганта в экономике составляла почти 50%, а уже в 2018-м камазовская часть пирога сократилась до 38%, что, впрочем, тоже очень много. Челны по своей сути продолжают оставаться моногородом.  

2. haier и другие: налоговый рай по-челнински

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Главное детище Магдеева — это, безусловно, ТОСЭР. Мэр на днях отчитался перед горсоветом о том, что 39 резидентов ТОСЭРа за четыре с половиной года инвестировали в экономику автограда более 16 млрд рублей, создали более 5 тыс. новых рабочих мест, а в бюджет перечислили 186 млн рублей налогов. Ключевым резидентом, разумеется, стала китайская компания Haier, в честь которой в Челнах даже назвали улицу. И хотя за такой реверанс многие корили главу города, но приход фирмы из Поднебесной так или иначе сыграл на руку городской экономике. ТОСЭР в объеме экономики города растет: например, в 2016 году доля выручки резидентов составляла 1,7%, а в 2019-м — уже 7,5%. По планам в 2020 году ожидалось, что она увеличится до 10%. Впрочем, наверняка на этих показателях еще отыграется ситуация с коронавирусом. Но в заслугу уже вписан тот факт, что челнинский ТОСЭР стал лучшей инвестиционной площадкой страны: автоград привлек больше всех инвестиций и создал самое крупное количество рабочих мест.

В этом смысле интересно вспомнить слова самого Магдеева, который сразу после назначения мэром говорил следующее: «В рамках постановления правительства РФ [о создании ТОСЭРа и программе моногородов] есть достаточно серьезные проекты, и они успешно реализуются. Речь идет о проектах на сумму порядка 38 миллиардов рублей. Планируется создать дополнительно более 10 тысяч рабочих мест. И уровень диверсификации экономики в результате реализации этих проектов достигнет порядка 21–23 процентов». На плановые показатели не вышли, но есть куда двигаться.

3. дорожный лоббизм

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

В целом Магдеева называют чемпионом по привлечению федеральных и республиканских средств в город. Некоторые не считают это заслугой — мол, это и есть прямая обязанность чиновника, плюс Челны и при другом мэре вполне могли бы участвовать в тех же федеральных и республиканских программах, тем более в данном вопросе имеется поддержка кабмина и казанского Кремля. Однако, если сравнивать Магдеева с его предшественниками, лидерство тут неоспоримо. Именно команда Наиля Гамбаровича и прежде всего он сам готовит документы, ездит по министерствам, проталкивает проекты, а потом контролирует ход освоения средств. С его приходом в Челны устремился бурный денежный поток, и это стало заметно простому глазу горожанина. Из классической формулы про дураков и дороги вторую проблему в Челнах однозначно можно вычеркивать. Были отремонтированы основные проспекты в городе и магистрали в промзоне, за которые не брались еще с 90-х и даже 80-х. Жители расположенной в центре многострадальной улицы Шамиля Усманова с ямами как после бомбежки наконец увидели, как должна выглядеть нормальная дорога. За пять лет в Челнах отремонтировали более 100 км дорожного полотна на 10 млрд рублей.

4. школы,  садики, ремонт больниц 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

В Челнах, как не устает повторять сам Магдеев, уже который год наблюдается естественный прирост населения. Два года назад мэр заявлял, что Челнам нужна численность населения не 530 тыс., как сейчас, а свыше 600 тысяч. И де факто так и есть, если учесть, что значительная часть населения окружающего город Тукаевского района — это челнинцы, проживающие в коттеджных поселках. Рост численности населения требует развития городской инфраструктуры. Чтобы решить проблему с местами в образовательных учреждениях, за 5 лет было построено 12 детсадов (еще три сдадут в этом году) и 4 школы. Еще больше было отремонтировано — 29 детсадов, 21 школа, 25 подростковых клубов. Вложились основательно и в ремонт больниц и поликлиник. Масштаб рекордный — за все постперестроечные годы такие объекты не строились и не реконструировались в таком масштабе. 

Читайте еще :  Wink собирает друзей — любимое кино "Смотрим вместе"

5. борьба с пустырями в центре 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Заросшие бурьяном и кустами общественные пространства превратились в благоустроенные территории для отдыха. На это было потрачено за 5 лет 1,3 миллиарда  рублей. Реконструировали парки и скверы, полностью облагородили набережную Тукая, в парке Гренада создали экстрим-площадку, дошли руки даже до Сидоровки, где слыхом не слыхивали про благоустройство. Наконец-то приведена в достойный вид главная городская площадь Азатлык. Одним словом, глава в очередной раз показал себя крепким хозяйственником, который умеет навести порядок на своей территории. 

6. Реанимация мечети-долгостроя 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

В актив Магдееву, безусловно, впишут и строительство соборной мечети «Джамиг» в центре города. Ее возведение началось еще в начале 90-х, но при всех предыдущих мэрах так и не удалось продвинуться дальше котлована и цоколя будущего сооружения. Однако есть большой шанс, что коробка мечети наконец будет достроена в этом году. Магдеев рассматривает этот проект как дело чести, он не только лично вложил миллион в фонд строительства мечети, но и фактически нашел строителя — компанию Алексея Горшкова АНГ-холдинг. Не исключено, что мэру пришлось как-то замотивировать застройщика. Тем более, что по части мотивации строителей челнинский градоначальник настоящий профи. Особенно если вспомнить то, как разрулилась ситуация с обманутыми дольщиками «Фона» и «Химстроя». Еще пять лет назад в Челнах не могли получить свои законные квартиры 939 человек. В этом году до осени последним 224 дольщикам должны вручить ключи от квартир. Разумеется, и здесь не обошлось без помощи президента республики, который своим указом за решение долевых проблем выделил строителям земельные участки. Но такой возможностью воспользовались почему-то не все мэры, у кого имелись пострадавшие дольщики. «У мэра Челнов и горсовета совесть чиста», — сказал сам про себя Магдеев.

7. театральный переезд

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Что касается долгостроев, еще одно заведение благодаря Магдееву в Челнах получило вторую жизнь. Это бывший развлекательный клуб «Колизей», который переформатирован в татарский драмтеатр. В начале сентября театр, на который потрачено 1,1 млрд рублей, наконец примет новоселов. Проблемы театралов в целом близки Магдееву еще по бугульминскому периоду, где он также способствовал реконструкции театра Баталова. Вслед за татарской драмой к смене места стоит готовиться и другим театральным труппам. Театр кукол должен переехать в здание, которое раньше занимал татдрам, а русскому драматическому театру пообещали отстроить новое здание на землях, возвращенных бизнесменом Алексеем Мироновым.

8. земельные войны 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

К слову, глава ГК «Еврогрупп» вернул в муниципальную собственность 28 спорных участков размеров в 53 га, по которым его компании вели тяжбу около двух лет. В целом Магдеев, призванный в Челны в том числе и для наведения порядка в земельном хозяйстве, с этой задачей справился. Земельное управление исполкома закидывало сотнями исков тех, кто получил участки по кулуарным договоренностям и годами не платил аренду. И эта статья доходов в казне города существенно выросла. Если в 2012 году, при Василе Шайхразиеве  бюджет получил 560 млн рублей от земельных платежей, то в 2017-м году — миллиард. «Земля — это же наш основной актив. Мы должны его использовать для пополнения бюджета. Не надо искать деньги. Деньги на земле лежат, надо наклониться и поднять», — заявлял Магдеев.

9. провал транспортной реформы и «ЧАЕПИТИЯ» С КОГОГИНЫМ 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Главный провал команды мэра — транспортная реформа, которую еще долго будут ему припоминать. Автобусы НЕФАЗ в Челнах так и не прижились, хотя и имели своего нечастого пассажира. Мэру фактически выкрутили руки, предложив купить НЕФАЗы от родного предприятия. Отказаться от них, как это сделали в Казани, было не комильфо. Тем более, пять лет назад рейтинг Сергея Когогина был явно выше рейтинга только что пришедшего в город Магдеева.

Просчеты имелись и в количестве приобретенного подвижного состава. Как показала практика, больше половины автобусов стояли мертвым грузом, а та, что ездила, денег зарабатывала мало. Транспорт не получал должного техобслуживания, а город слабо тянул финансовую нагрузку. Не исключено, что на КАМАЗе надеялись, что долг за город погасит республиканский бюджет. Но этого не случилось.

После возвращения КАМАЗу уже изрядно потрепанных автобусов город пытался решить транспортную проблему. Перед самым карантином частные перевозчики почти договорились о покупке 20 автобусов минского автозавода. Однако банк отказал перевозчикам в финансировании, потому что при подсчетах выяснилось, что 20 МАЗов не окупятся при имеющемся пассажиропотоке.

Транспортная проблема серьезно осложнила и без того исторически непростые отношения между городом и КАМАЗом. Публично Магдеев все время утверждал, что они с Когогиным «пьют чай и смеются», и советовал не искать черную кошку в темной комнате. Однако наружу нет-нет да и выплескивался негатив. Автогигант периодически подвергает Магдеева критике за то, что тот развивает ТОСЭР, не создав условия для взращивания ценных кадровых ресурсов. Градоначальник в свою очередь намекает на то, что надо собственным работникам платить достойную зарплату, тогда и китайские резиденты не будут страшны.

Читайте еще :  Пока вы не уснули: раскрыты детали «сдачи» США Крыма

10. бугульминский шлейф и текучка в исполкоме

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

За пять лет у Магдеева так и не решился вопрос с формированием команды. Вместе с руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным глава представлял сплоченный тандем. Однако среди их подчиненных на уровне начальников управлений наблюдалась постоянная текучка, усилившаяся после ухода Абдуллина в минстрой. Город так и не смог обрести своего главного архитектора, который стал бы авторитетной фигурой среди местных зодчих, в транспортном цеху регулярно менялись начальники. Ушли даже те, кто, казалось, прочно сросся с мэрией. Например, начальник управления жизнеобеспечения Рафаиль Киямов. На место сити-менеджера встал непубличный бывший директор ПАДа Фарид Салахов, назначение которого вызвало немалое удивление. В целом, команду мэра теперь можно охарактеризовать выражением «молодо-зелено». Из бывалых чиновников остались только зам по экономике Наталия Кропотова и куратор образования Рамиль Халимов.

Любопытно, что у мэра до сих пор существует проблема интеграции в городскую общность. Часть челнинцев продолжает считать его варягом из Бугульмы — в этом свою роль играло и то, что его правой рукой в Челнах долгое время был второй бугульминец, Ринат Абдуллин. Это ярко демонстрируют соцсети, особенно когда обсуждается пресловутая транспортная проблема или какой-то иной промах власти.

11. жалобы БИЗНЕСА 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

К сожалению, завоевать абсолютную любовь бизнесменов Магдееву тоже пока не удалось. Формализм в работе привел к тому, что разговор с малым бизнесом зачастую сводился к одной фразе — идите в суд. За то, что климат для местных бизнесменов далек от комфортного, мэра неоднократно упрекал и бывший бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов и президент Рустам Минниханов. Юридически в спорах с бизнесом власть чаще была права, но политических очков это Магдееву не прибавило, потому что коммуникация с  бизнесом была выстроена не очень хорошо. Однако в период пандемии коронавируса здесь произошли некоторые подвижки — резко возросла роль местной ТПП во главе с Фаридом Башаровым и на ее площадке мэр и его замы активно общались с малым и средним бизнесом, помогая в решении проблем.  

12. точечная застройка: обещания и реальность

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Примерно по такой же причине народ стал негодовать из-за точечной застройки. Самый громкий скандал разразился на территории 14 и 37 микрорайонов. На участках, выделенных за решение проблем с обманутыми дольщиками, застройщик стал возводить многоэтажные башни, что и вызвало возмущение жителей. При этом Магдеев, заступая на пост, провозглашал недопустимость точечной застройки в городе, а потом, выходит, сам же и наступил на собственные грабли. Нельзя при этом сказать, что мэр совсем не идет на компромисс и не разговаривает с челнинцами. Но диалог, видимо, недостаточно содержателен.

13. разгул ауе 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Слабые перспективы для молодежи и проблемы с молодежной политикой в городе (кресло начальника управления по делам молодежи до сих пор вакантно) привели к росту молодежных группировок АУЕ, благодаря которым автоград вновь прогремел в негативной повестке. Оказалось, что школьный криминальный мир контролируют не менее пяти крупных банд, а его покровителями стали недавно «откинувшиеся» криминальные авторитеты. Челнинские ауешники находятся на контроле у заместителей председателя СКР Александра Бастрыкина и в генпрокуратуре. На самом деле проблема для города не нова — нечто подобное он переживал в 90-е и причины были те же — недостаток перспектив для молодежи и наличие специфической полукриминальной среды.  

 14. коронавирусный кризис 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Есть большие проблемы в сфере медицины. Эпидемия коронавируса наглядно показала, что город оказался слабо готов к таким ситуациям. Больницы не справлялись с потоком заболевших, скорых было не дождаться, из клиник стали увольняться врачи, масок и СИЗов не хватало, цены на КТ легких подскочили в 2-3 раза. Реальных цифр по заболеваемости и смертности от COVID-19 город так и не узнал. Разумеется, это не только ошибка мэра — сложно подготовить к коронавирусной войне за пару месяцев систему здравоохранения. Но признать, что система не справляется, и попросить помощи извне можно было. До карантина сам мэр периодически заявлял о том, что одна из задач власти — повышение удовлетворенности населения работой системы здравоохранения. В целом в ходе пандемии Челны получили репутацию города, где ситуация была особенно сложной. Первый умерший от ковида был в автограде и уровень самоизоляции был одним из самых низких в стране — во многом потому, что Челны и в частности КАМАЗ вышли на работу сразу же после путинских «карантикул». 

15. где взять рычаги для местной власти?

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

В завершение — о вызовах, которые стоят перед Магдеевым.

Читайте еще :  Армянский новичок «Иртыша» забил в первом же матче и принес команде ничью

Мэра Челнов очень беспокоит несовершенство системы местного самоуправления. О том, что мэров фактически лишили возможности самостоятельно решать многие городские проблемы здесь и сейчас, он говорит чуть не в каждом интервью, а на днях публично озвучил это перед депутатами. На последнем заседании горсовета, где обсуждали закрытие «наливаек», Магдеев сказал прямо и без обиняков: «Нас, местную власть, дореформировали до такой степени, что все вопросы забрали на республиканский и федеральный уровень, — возмущался мэр. — Сегодня все кивают: „Муниципалитет, давай наводи порядок“ А у нас нет полномочий. Я давно работаю в органах власти — с 1996 года. Помню, какие тогда были полномочия. Прав и ответственности выходило кратно больше. Сегодня прав в сотни раз меньше, а спрос тот же самый». 

Такие мысли вряд ли нравятся федеральному центру и даже Казанскому Кремлю. Но пока на расширение полномочий никто, кроме Москвы, повлиять не может. Не факт, что и полномочиями мэры смогут распорядиться правильно — в интересах населения.

16. как примириться с камазом? 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

В числе первоочередных задач на следующую пятилетку для Магдеева следует обозначить выстраивание дружественных отношений с КАМАЗом. Худой мир лучше доброй ссоры. Тем более, что с Когогиным мэр знаком еще со времен его работы главой администрации Зеленодольска. Да и опыт выстраивания отношений с крупным градообразующим предприятием у него тоже имеется. В Бугульме размещаются крупнейший научно-исследовательский институт страны «ТатНИПИнефть», «ТНГ-групп», управление технологического транспорта и другие подразделения. И Магдееву приходилось также соотносить интересы города и «Татнефти». Другое дело, что конфликт с КАМАЗом, похоже, имеет уже некую личностную составляющую.

17. как удержать молодежь в автограде? 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Магдееву надо срочно поднимать уровень высшего образования в Челнах. Именно срочно, потому что 70-80% выпускников старших классов заявляют о планах отъезда из города после окончания школы. Вместо них в город приезжает молодежь из деревень, что накладывает свой отпечаток на общем уровне культуры автограда. Город, являющийся спальней КАМАЗа, остро нуждается в специалистах. Почти два года назад было объявлено, что в городе будет создан технический вуз, речь шла о глубокой модернизации филиала КФУ, однако тема ушла из публичной повестки. 

18. где взять врачей? 

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Пандемия продемонстрировала, что Челнам остро не хватает квалифицированных медицинских кадров. Обеспеченность медперсоналом составляет от 50 до 80%. Инвестиции в систему здравоохранения шли, безусловно, серьезные — на модернизацию первичного звена учреждений здравоохранения было потрачено 2,7 млрд рублей. Но это большей частью ремонт и приобретение оборудования. Однако людей лечат не здания, а врачи. За пятилетку удалось привлечь в автоград из других городов 237 врачей — помимо республиканских выплат им из городского бюджета  доплачивают по 100 тыс. рублей. Однако эти гранты кардинально проблему не решат.

19. кто найдет новые идеи для культуры?

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Последнее, на что следует обратить внимание — явный недостаток культурно-досуговых заведений в Челнах и в целом отсутствие новых идей в этой части. Пожалуй, корень проблем именно в идеях. Органный зал, реконструированный еще при Халикове, является заведением для элитарной публики. Театралов в Челнах тоже относительно немного. Между тем, в городе нет большого концертного зала, разговоры о цирке идут с советских времен. Да и имеющиеся объекты нуждаются в серьезном ремонте — ДК КАМАЗа, концертный зал Сары Садыковой, тот же театр кукол. 

20. удастся ли создать новую формулу для Челнов?

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

И самая главная проблема города, которая является его родовой травмой — это его стратегия. Челнам так и не удается уйти от образа и сути сугубо промышленного города, значительная часть населения которого воспринимает свою жизнь здесь как нечто временное. Челнинская интеллигенция много лет обсуждает как публично, так и кулуарно стратегию развития города. Она, конечно, официально существует, однако, в ней отражена в основном социально-экономическая составляющая. Речь же идет о том, как сделать второй город республики реальной столицей Закамья — не только торговой и промышленной, но и с точки зрения идей и атмосферы. Город имеет численность населения намного больше, чем у целого ряда столиц субъектов федерации, развитый человеческий капитал и традиционно амбициозную местную деловую элиту. Однако, при этом Челнам практически весь постсоветский период не удается сформулировать для себя некую новую миссию, которая бы сделала город самодостаточным и привлекательным в глазах как его жителей, так и и тех, кто мог бы рассматривать как потенциальное место для жизни. Городу в силу своего размера не может быть всего лишь «мастерской Татарстана». Челны пробуют разные идеи — от «города европейского формата» Ильдара Халикова до «город — это КАМАЗ и КАМАЗ — это город» Рашита Хамадеева. Возможно, Наилю Магдееву в течение второго срока удастся найти новую формулу.    

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы
Adblock
detector